Любому непосвященному ясно, театрализованная деятельность — это что-то связанное со словом «театр». Когда же начинается театр? Уже тогда, когда вы во время бодрствования малыша обыгрываете, обговариваете любое свое и его действие. Здесь вы можете использовать фантазию, приемы народной педагогики, знание художественной литературы и артистические способности.
Мудры и наблюдательны были наши прабабушки и няни, сказывавшие сказки, певшие песни и показывавшие их без картинок, но с помощью действия взрослого совместно с ребенком. Учтем это, когда будем рассказывать первые сказки! Давайте включим малыша в со-действие с их героями. Для этого побудим его изображать руками, голосом, как бабка звала внучку, как говорил зайчик с колобком и т. п. Ребенок с удовольствием играет роль деда и бабы, которые плачут, когда разбилось яичко курочки Рябы, и радуются, когда им достается другое яичко, не золотое, а простое. В воображаемых обстоятельствах малыш переживает настоящие чувства, узнает о добре и зле, о справедливости и долге.
Идет время. Ваш ребенок растет. У него появляются все новые и новые игрушки. Он уже может сам сопровождать ваш текст движениями предметов и игрушек, понемногу вступая в диалог, а затем и возлагая на себя ту или иную роль. Дадим ему в руки эти предметы и игрушки. Вот тут и начинается настоящий театр. Спектакль с использованием игрушек помогает вашему малышу полнее воспринять содержание художественного произведения, создает яркие образы, обогащает впечатления, развивает внимание, мышление, память, речь… Участие в спектакле дает возможность установить связи между чувственными и словесными впечатлениями, зависимость между способами действия с игрушками и характером персонажа. Хороши для начала цикл стихов А. Барто. Вы можете использовать обычные игрушки — животных, куклы, машины и пр.
Театр может быть плоскостным, если вы вырежете персонажей из картона и с обратной стороны приклеите кусочки фланели. Хороши для этого театра сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»., «Три медведя».
Театр может быть пальчиковым, если на каждый палец надеть чехольчик- куклу из обрезанных перчаток, дополненных глазками-бусинками, гребешками из лоскутиков, усиками из лески или косички из ниток.
Может быть театр с куклами бибабо, которые надевают на всю руку. Спектакли с такими куклами лучше показывать из-за ширмы.
Когда ребенок освоит вождение игрушек под ваш или, допустим, свой текст, попробуйте осуществить еще один вид театрального представления — драматизацию литературных произведений или собственные инсценировки. Предложив ребенку элементы костюма, маску или шапочку, изображающую голову персонажа сказки разыгрывайте небольшой спектакль.
Если с помощью театрализованной деятельности ваш ребенок научился внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами- игрушками, узнал их свойства, характер, заговорил, освоил мимику и пантомимику, научился сочувствовать, любить и не любить, отличать хорошее от плохого, взял на себя и сумел сыграть роль, заменяя слова автора своими, подходящими по смыслу, – значит, вы отличный режиссер и актер в спектакле под названием «Воспитание». Примите цветы и гром аплодисментов в вашу честь.