Музыка с давних времен сопровождала человека. Еще в древности была замечена волшебная сила воздействия музыки на человека. Именно поэтому уже в Древней Греции музыкальному развитию ребенка уделяли большое внимание.
Научные исследования современного мира доказали, что музыка является мощнейшим стимулом эмоционального, психического и интеллектуального развития. Поэтому многие популярные разработчики методик музыкального развития, такие как К. Орф, В. Вюнш, Ш. Сузуки, Б.Барток, настаивают на том, что обучаться музыке должны все дети без исключения, какими бы ни были их природные способности.
Музыкальное развитие ребенка следует начинать как можно раньше. Сейчас даже говорят о воздействии музыки на внутриутробное развитие ребенка. Музыкальное развитие детей раннего возраста – это закладка прочного фундамента для формирования гармоничной личности. Оказывая комплексное воздействие на ребенка, музыка является универсальным средством развития и воспитания.
Музыкальное развитие дошкольников по многочисленным исследованиям значительно улучшает функции памяти и речи, ускоряет переработку информации, повышает показатели интеллекта. Все это значительно облегчает дошкольникам усвоение предоставляемого им материала и готовит их к успешному усвоению школьной программы.
Знание возрастных особенностей детей даёт возможность находить более эффективные способы управления психическими процессами ребёнка, в том числе и музыкальным развитием.В дошкольном детстве (3-7 лет) ребёнок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности (если для этого созданы необходимые педагогические условия). У детей появляются музыкальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению. В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах — игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество. В дошкольном периоде дети различных возрастов значительно отличаются по своему развитию.
Дети 4-5 лет проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен. Он уже способен определить, какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют(рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.
Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.
Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.
Развитие ребенка – процесс непрерывный. А еще радостный и исключительно творческий! И в развитии вашего малыша огромное место занимает семейный досуг!
Удивлены? Это же скорее отдых скажите вы. А кто сказал, что учиться чему-то, обязательно должно быть скучно? Правильная организация семейного досуга – это не просто развлечение, но и отличный повод сделать еще один шаг в развитии.
Музыкальные занятия можно проводить дома, причем, совсем не обязательно маме или папе иметь спецподготовку.
Купите малышу музыкальный инструменты, сейчас очень большой выбор таких игрушек, самого разного качества и стоимости, и играйте с малышом в игры способствующие развитию его музыкального восприятия.
Некоторые дети обладают врожденными музыкальными талантами – они ритмично двигаются под музыку или хорошо поют.
Однако если у вашего ребенка нет явно выраженных способностей к музыке, не стоит отчаиваться. Ведь легче всего сказать: «Моему сыну медведь на ухо наступил». Все можно развивать – и музыкальный слух, и музыкальные способности. Главное, было бы желание!
Домашние музыкальные занятия для детей
- озьмите барабан и стукните по нему несколько раз, попросите малыша, чтобы он повторил то, что услышал. Постепенно усложняйте задания, стучите тише, громче, быстрее, меняйте музыкальные инструменты. Это простая игра способствует развитию чувства ритма.
- Попросите малыша отвернуться, а сами поиграйте на каком-нибудь музыкальном инструменте, нужно чтобы ребенок угадал, какой инструмент прозвучал.
- Для непосед очень подойдет игра “тихо – громко”. Объясните ребенку правила, когда вы включаете музыку (или играйте на каком-то инструменте) громко, он должен бегать и прыгать по комнате, а когда тихо – сесть на стульчик.
- Включите разную музыку без слов и слушайте ее вместе с ребенком, потом вместе обсудите, что вы чувствовали и представляли, когда игра музыка (выбирайте музыку разную по настроению и ритму).
- Возьмите детское пианино, покажите ребенку, как звучат клавиши низкого и высокого тембра. Объясните, что когда звучат клавиши низкого тембра, то он должен показывать мишку, ходить медленно и в вразвалочку, а когда высокого – зайчика – быстро и легко прыгать по комнате.
- Не забывайте о караоке, если у вас нет его, то просто скачайте в интернете программу для компьютера, и совсем не обязательно подключать микрофон, можно петь песни и так.
- Слушайте вместе с малышом различные детские песни, классическую музыку. Спросите у него, какие эмоции вызвала прослушанная мелодия? Может, захотелось танцевать, или, наоборот, погрустить, сидя у окошечка.
- редложите ребенку пофантазировать. После прослушиваемой музыки спросите ребенка, что он представляет, слушая ее.
- Кроме всего, попробуйте порисовать под исполняемую музыку. Это отличный способ самовыражения ребенка
- Познакомьте ребенка с различными музыкальными инструментами. Хорошо, если в арсенале крохе есть уже 3-4 детских музыкальных инструмента и он знаком с их особенностями.
- Смотрите презентации с музыкальными инструментами. Расскажите, что они бывают клавишные, духовые, струнные, ударные. Рассматривайте картинки. Хорошо, если презентация оснащена звуками, чтобы ребенок мог не только посмотреть инструмент, но и услышать его звучание, тембр.
- Осваивать ритм можно с простейшего похлопывания сильной доли в мелодии, добавляем к этому топание ногой в ритм музыке или приседание. Начинающему «музыканту» выбираем мелодию, где сильный звук не слишком частый, чтобы ребенок мог сконцентрироваться еще и на движениях.
- Поиграйте с ребенком в игру «Угадай мелодию». Взрослый загадывает мелодию, хорошо известную ребенку и прохлопывает ее ладошками. Учитываем нюансы – когда мелодия должна звучать громко, хлопаем громко, когда тихо – хлопаем тихо. Предложите малышу угадать, что это за песенка. Затем поменяйтесь местами, предлагая ребенку загадать мелодию. Небольшой совет: в детских песенках старайтесь выбирать припев, так как ребенок не всегда сможет удержать в памяти весь ритм песни.
- Чтобы развивать музыкальный слух ребенка, начните знакомить его с высокими и низкими звуками. Для начала используйте свой голос или игрушечные музыкальные инструменты малыша. Замечательно, если у вас есть фортепиано дома. Спросите его: «Кто к нам пришел в гости?» Папа – низкий звук или голос, мама – средний, ребенок – высокий. На пианино покажите малышу, как летает и жужжит комарик (высокий регистр), как лает собачка (средний регистр), как трубит слоник (низкий регистр). Предложите ребенку побывать то комариком, то слоником, подпевая им голосочком то тоненьким, то низким.
- Дома развивать слух ребенка можно с помощью даже обычных предметов быта.
Возьмите кастрюлю, стеклянный стакан, чашку, тарелку и т.д. Еще нам понадобится карандаш. Держите его за самый кончик, по очереди стуча им по каждому предмету. Послушайте эти звуки. Они различные по высоте. Сочините свою мелодию. Затем поиграйте в «Угадайку», отгадывая, какой предмет звучал. - Для развития музыкального слуха поиграйте с ребенком в «Музыкальные бутылки». Возьмите для игры различные стеклянные емкости – стаканы, рюмки, бутылки. Начинайте игру с небольшого количества предметов (не больше 3), постепенно добавляя. Еще нам понадобится металлическая ложка или вилка. Давайте представим, что у вас есть стеклянные бутылки. Наберите в одну немного воды. Возьмите вилку за самый конец и постучите по горлышку бутылки. Предложите малышу сделать такой же звук с помощью еще одной бутылки с водой. Обратите его внимание, что количество воды должно быть одинаковым. Далее пробуем создавать другие звуки – для этого в бутылки набираем разное количество воды. Пробуйте сыграть мелодию, выстраивая звуки от самого высокого к самому низкому. Затем можно чередовать звуки по высоте, сочиняя свою мелодию.
- Длительность звука можно изучать, используя обычный карандаш. Положите перед ребенком лист бумаги. Предложите ему рисовать линию в то время, когда будет звучать нота. Как только нота перестает звучать, малыш отрывает руку от бумаги. Смотрим на наши рисунки – оказывается, ноты бывают длинными и короткими, подобно нашим линиям.
Конечно, эти игры не заменят систематических музыкальных занятий в детском саду, когда используются настоящие инструменты, но вы поймете, есть ли у ребенка желание и склонность к такому роду деятельности. В дальнейшем при желании вы сможете отправить его музыкальную школу, и там он начнет осваивать игру на музыкальных инструментах, петь в хоре и постоянно общаться с детьми, обучающимися музыки. Музыкальное развитие дошкольников по многочисленным исследованиям значительно улучшает функции памяти и речи, ускоряет переработку информации, повышает показатели интеллекта. Все это значительно облегчает дошкольникам усвоение предоставляемого им материала и готовит их к успешному усвоению школьной программы.